Каждая семья мечтает, чтобы их ребенок заговорил как можно раньше. О развитии речи ребенка можно и нужно говорить уже начиная с самого раннего возраста. В следствии того, что система речи сформировывается задолго до того, как малыш начинает произносить осмысленные первые слова. В развитии речи детей первостепенны: жесты, интонация, контакт глаз, улыбка, прикосновения.

Итак, развитие речи у ребенка разделяют на 3 периода. Первый – подготовительный период – включает гуление, лепет и крик. Криком малыш подает сигнал родителям, к примеру, о том, что голоден. Ну а благодаря различным голосовым реакциям гуления (звукам типа эу, ау), со временем приобретающим разнообразную интонационную окраску, интонационную систему языка усваивает, копирует практически все интонации окружающих его людей. Гуление ребенка – следствие случайно возникающих позиций строящегося артикуляционного аппарата – языка, мягкого нёба, глотки, гортани и губ. У детей всего мира оно одно и то же.

К 6-8 месяцам жизни ребенок начитает лепетать, затем произносить звуки типа па, ма, ба, на, да (дай), ди (иди) и т. п. Звуковые составляющие лепета – результат специальной кинестетической “настройки” артикуляционного аппарата человека по акустическому и слуховому подражанию речи окружающих. В то же время ребенок осваивает самую элементарную слоговую структуру слова, которая состоит, в основном, из одного слога. В случае, если гуление не перешло в лепет, родителям следует забеспокоиться, все ли в порядке у малыша со слухом.